Синология.Ру

Тематический раздел


Цзинь-юаньская реформа в традиционной китайской медицине

 
Любой краткий обзор традиционной китайской медицины включает описание того, что называется «цзинь-юаньской медицинской реформой», получившей свое наименование от эпох правления династий Цзинь (чжурчжэньская; 1115–1234) и Юань (монгольская; 1271–1368), в которые она происходила. Эта реформа сопровождалась появлением четырех медицинских школ (цзинь юань сы да цзя 金元四大家 – «четыре цзинь-юаньских великих учений»), различающихся в вопросе причин болезней и стратегии их лечения. В целом эти школы базировались на классических представлениях традиционной китайской медицины, но отличались их трактовками, которые, как полагалось, были обусловлены новыми условиями медицинской практики. Большая часть историков китайской медицины считает, что цзинь-юаньские новшества стали одной из существенных эволюционных ступеней  в китайской медицине, но другая их часть полагает, что указанные четыре школы являются все лишь уходом от базовых положений в ту или иную крайность [1, 2, 6, 7, 8].
 
Первое из «четырех цзинь-юаньских великих учений» принадлежит Лю Ваньсу 劉完素 (Лю Шоучжэнь 劉守真; 1120–1200). Он жил в Хэцзяни 河間 (совр. Хэбэй 河北), вследствие чего его школу назвали «хэцзяньской». Лю Ваньсу решил заняться медициной в 25 лет, после того как его мать заболела и умерла из-за отсутствия лечения. Его семья была бедна, поэтому приглашаемые доктора не соглашались ее лечить. В последующие 30 лет Лю Ваньсу изучал книгу Су вэнь 素問 («Вопросы о простом»), являющуюся одной из двух частей Хуан-ди нэй цзина 黃帝內經 («Канон Желтого императора о внутреннем», сокр. «Нэй цзин» – «Канон внутреннего»), и другие классические книги по медицине. Более всего его интересовали описания причин болезней. В результате он стал большим знатоком медицинской литературы, создал собственное учение и приобрел известность как успешный врач. Слава его донеслась до двора Цзинь, и император трижды предлагал стать его придворным лекарем, но Лю Ваньсу всякий раз отклонял предложение. Возможно, поэтому он получил прозвище «постигший сокровенное чиновник-затворник» (тун сюань чу ши 通玄處士) и «затворник из Хэцзяни» (Хэцзянь цзюй ши 河間居士).
 
Главная идея его учения заключалась в том, что все указанные в Су вэни «шесть [патогенных] влияний» (лю ци – ветер, холод, летняя жара, влажность, засуха, и огонь) проявляются в организме как патогенный «огонь» (хо 火). Он считал, что «огонь и жар вызывают болезни» (хо жэ чжи бин 火熱致病) и лечить их надо холодом (хань 寒) и прохладой (лян 涼), поэтому его школа называется «школа управления огнем» (чжу хо сюэ пай 主火學派) или «школа холода и прохлады» (хань лян сюэ пай 寒涼學派). Один из его главных принципов лечения заключался в том, что следует «подавлять сердечный огонь и увеличивать почечную воду» (цзян синь хо и шэнь шуй  降心火益腎水).
 
Он не настаивал, что лечение всегда должно быть направлено на охлаждение больных органов, но отмечал, что в его время в Хэбэе лихорадочные болезни доминировали, и такой метод оказывался наиболее эффективным. Это утверждение было в духе поддерживаемой им идеи, что всякое лечение должно исходить из времени и места проживания пациента, а также особенностей его организма.
 
Лю Ваньсу написал несколько книг, среди которых наиболее важными являются Су вэнь сюань чжи юань бин ши 素問玄機原病式 («Примеры скрытых пружин и истоков болезней, [взятые] из „Су вэнь“») и Шань хань чжи гэ 傷寒直格 («Обсуждение лихорадочных болезней»).
 
Вторым участником «цзинь-юаньской реформы» был врач Чжан Цунчжэн 張從正 (Чжан Цзыхэ 張子和, Чжан Дайжэнь 張戴人; 1156–1228). Он родился в Суйчжоу 睢州 в г. Каочэне 考城 (совр. Ланькао 蘭考 в пров. Хэнань 河南, уезд Суй 睢). В своей медицинской деятельности Чжан Цунчжэн первоначально находился под влиянием Лю Ваньсу. Сделал успешную карьеру, став придворным врачом, однако покинул службу и вернулся работать в свой родной город, поскольку считал своим долгом помогать прежде всего обездоленным больным. Некоторое время он был странствующим доктором.
 
Чжан Цунчжэн полагал, что «болезни вызывают вредители жизни» (бин ю се шэн 病由邪生). Так, большинство болезней происходит из-за воздействия на организм «внешних вредностей» (вай се 外邪) – шести «небесных» экзогенных патогенов (ветер, холод, летняя жара, сырость, засуха, и огонь) и шести «земных» экзогенных патогенов (туман, роса, дождь, град, лед, и грязь). Причем степень их вредного влияния зависит от местных и сезонных условий. Кроме того, болезни могут возникать из-за некачественной пищи и питья или неподходящего рациона питания. Особенно вредным Чжан Цунчжэн считал чрезмерное употребление пищи одного рода, который он определял по ее вкусу. Таким образом, например, вредным было употребление слишком большого количества кислой или соленой пищи.
 
Чжан Цунчжэн учил, что «вредителей жизни» (се шэн 邪生) следует избегать, а если это не возможно, то устранять с помощью «трех методов» (сань фа 三法): «потения» (хань 汗), «рвоты» (ту 吐) и «очищения» (ся 下), под которым он в данном случае понимал освобождение от мочи, вздутий и кала. Все эти методы полагались как «очищение» в широком смысле этого слова, поэтому его школа называется «школа лечения очищением» (гун ся сюэ пай 攻下學派)или «школа устранения вредностей» (гун се сюэ пай 攻邪學派). Эти методы были признанными эффективными еще в Шан хань луне, но он сумел их развить. В дополнение к медикаментам он рекомендовал прижигание, иглоукалывание, массаж, пропаривание и психотерапию.
 
Написал сочинения Хань ту ся фа 汗吐下法 («Методы потения, рвоты и очищения»), Ми чуань ци фан 秘傳奇方 («Тайно преданные необыкновенные рецепты»), Жу мэнь ши цзинь 儒門事親 («Ухаживание за родителями по-конфуциански»; первые три цзюаня написал вместе с Чжан Шицином 張氏親) и др.
 
Третью школу основал Ли Гао 李杲 (Ли Минчжи 李明之; 1180–1251). Он, как и многие поколения его предков, жил в уезде Чжэньдин 真定 (совр. пров. Хэбэй 河北, уезд Чжэндин 正定) в местечке, которое при дин. Хань называлось Дунъюань 東垣 («Восточный город»). Поэтому на склоне лет он получил прозвище «Старец из Восточного города» (Дунъюань лао жэнь 東垣老人).
 
Ли Гао происходил из богатой и влиятельной семьи. С детства у него был большой интерес к медицине, поэтому он решил учиться у самого известного врача в Хэбэе – Чжан Юаньсу 張元素 (Чжан Цзегу 張潔古; ок. 1151–1234), который родился в Ишуй 易水 (совр. Хэбэй 河北, уезд И 易), и поэтому развиваемое им направление медицины получило название «ишуйское». Однако после учебы Ли Гао пришлось заняться делами управления семейными владениями. После вторжения в Хэбэй монгольской армии он был вынужден бежать и некоторое время путешествовал.
 
Исходя из тезиса Нэй цзина, что «желудочное ци является корнем человека» (жэнь и вэй ци вэй бэнь 人以胃氣為本), Ли Гао утверждал, что «сто болезней порождаются внутренними повреждениями селезенки и желудка» (нэй шан пи вэй бай бин ю шэн 內傷脾胃百病由生). Эти два органа рассматривались в китайской медицине как принадлежащие одной из шести функциональных систем организма, обозначаемой стихией «почва» (ту 土).
 
Повреждения селезенки и желудка, согласно Ли Гао, происходят по следующим причинам: неправильное питание, включающее потребление сырых, неподогретых, жирных и немытых пищевых продуктов, физическое перенапряжение, доводящее организм до истощения, аффекты, которые возбуждают «сердечный огонь» и, как следствие, угнетают селезенку и желудок. Он указывал, что болезни часто возникают там, где царит бедность, войны и притеснение.
 
В отличие от Лю Ваньсу и Чжан Цунчжэна, которые считали вредными тонизирующую и нагревающую терапии, Ли Гао опирался прежде всего на них. Лечение болезней должно заключаться в «регулировании-настраивании/выхаживании селезенки и желудка» (тяо ли пи вэй 調理脾胃), что подразумевает стимулирование «полезных ци» (и ци 益氣), «поднятие ян» (шэн ян 升陽) и «поднятие и возрождение чистого ян» (шэн цзюй цин ян 升舉清陽). Поэтому его школа называется «школой селезенки и желудка (пи вэй сюэ пай 脾胃學派) или «школой восполнения [стихии] почва» (бу ту сюэ пай 補土學派).
 
Ли Гао считал, что разработанная им терапия особенно эффективна на поздних стадия лихорадочных заболеваний, когда организм ослаблен и ему требуется стимуляция.
 
Главное сочинение Ли Гао – Пи вэй лунь 脾胃論 («Суждения о селезенке и желудке»; пер. на англ. яз. [4]). Его лучший ученик – Ло Тяньи 羅天益 (Ло Цяньфу 羅謙甫; 1220–1290).
 
Последним из «реформаторов» был Чжу Чжэньхэн 朱震亨 (Чжу Яньсю 朱彥修; Чжу Даньси 朱丹溪; 1281–1358), родившийся в местечке Иу 義鳥 в округе Учжоу 婺州 (совр. уезд Иу 義鳥 округ Учжоу 婺州 пров. Чжэцзян 浙江). Его предки проживали рядом с речкой Даньси (букв. Киноварный ручей), вследствие чего он получил прозвища «Наставник с Даньси» (丹溪先生) и «Старец с Даньси» (丹溪翁).
 
Увлекаясь с детства литературой и философией (прежде всего неоконфуцианством Чжу Си 朱熹, 1120–1200), со временем Чжу Чжэньхэн стал достаточно образованным человеком. Он готовился стать чиновником и при достижении 30 лет успешно сдал экзамены на ученую степень. Но когда его мать тяжело заболела, он решил посвятить себя медицине. Чжу Чжэньхэн изучил древнюю медицинскую классику и понял, что медицина нуждается в дальнейшем развитии. Он отправился на поиски учителя и в Цяньтане 錢塘 (совр. г. Ханчжоу 杭州 в пров. Чжэцзян 浙江) встретился с известным врачом Ло Чжити 羅知悌 (Ло Цзыцзин 羅子敬, по другой версии Ло Цзинфу 羅敬夫, Ло Тайу 羅太無; 1243–1327), у которого некоторое время брал уроки. Однако, окончив обучение, Чжу Чжэньхэн не стал его последователем и, вернувшись домой, разработал свое учение, первоначально вызывавшее критику со стороны других врачей, но позволившее эффективно лечить ряд заболеваний. Благодаря примененному им лечению его мать выздоровела. К концу жизни Чжу Чжэньхэн получил известность и признание.
 
Согласно учению Чжу Чжэньхэна, подавляющее большинство заболеваний происходит вследствие того, что в организме «ян имеется в избытке, а инь недостаточен» (ян ю юй инь бу цзу 陽有餘陰不足) и, в частности, активна янская стихия «огонь-министр» (сян хо 相火), поэтому лечение должно заключаться в «кормлении инь» (ян инь 養陰) и «подавлении огня» (сян хо 降火), вследствие чего его школа называется «школой кормления инь» (ян инь сюэ пай 養陰學派) или «школой поднятия инь» (цзы инь сюэ пай  滋陰學派).
 
В символике традиционной китайской медицины различается два вида огня: «огонь-правитель» (цзюнь хо 君火), отвечающий за тонкую кишку и сердце, и «огонь-ми­нистр» (сян хо 相火), отвечающий за перикард и «три обогревателя» (сань цзяо 三焦), под которыми подразумеваются три функциональные системы – верхняя, находящаяся выше диафрагмы и включающая в себя сердце и лег­кие, средняя, находящаяся между диафрагмой и пупком и включающая селезенку, желудок, печень, желчный пузырь, и нижняя, находящаяся ниже пупка и вклю­чающая поч­ки, мочевой пузырь, толстую и тонкую кишки. Таким образом, говоря о чрезмерной активности «огня министра», Чжу Чжэньхэн имел в виду, по сути, активность всех этих органов. При этом он считал селезенку и желудок главным источником пневмы-ци, которую можно перераспределять так, чтобы поддерживать в организме силы инь. Кроме того, причины болезней он видел в застоях пневмы-ци, влаги, флегмы, огня, крови и пищи. Был сторонником иньской диеты и ограничений в сексуальных желаниях.
 
Чжу Чжэньхэн оставил после себя множество сочинений. Наиболее известные из них Гэ чжи юй лунь 格致餘論 («Недосказанные суждения о классификации [вещей] и совершенствовании [знаний]», 1 цз., 1347; пер. на англ. яз. [3]; название навеяно чтимой неоконфуцианцами фразой из Да сюэ: «совершенствование знаний определяется классификацией вещей» – чжи чжи цзай гэ у 致知在格物), Цзюй фан фа хуй 局方發揮 («Исчерпывающее раскрытие официальных рецептов», 1 цз.), Цзинь куй гоу сюань 金匱鉤玄 («Вскрытие сокровенного из золотого сундука», 3 цз., 1358), Бэнь цао янь и бу и 本草衍義補遺 («Развитие и дополнение травников», 1 цз.), Даньци синь фа 丹溪心法 («Профессиональные секреты Даньци», 5 цз.; пер. на англ. яз. [5]) и Даньци синь фа фу юй 丹溪心法附餘 («Дополнения к “Профессиональным секретам Даньци”», 24 цз.).
 
Наиболее выдающимися представителями школы Чжу Чжэньхэна были Ван Люй 王履 (Ван Аньдао 安道, Ван Цзисоу 王畸叟; 1332–1391), Дай Сыгун 戴思恭 (Дай Юаньли 戴原禮; 1324–1405) и Ван Лунь 王綸 (Ван Жуянь 王汝言; 1453–1510).
 
Таким образом, каждая из четырех школ представила определенную причину болезни и соответствующий терапевтический подход, которые могут быть разделены на два направления:
 
1) одно основывалось на предположении, что болезни вызываются главным образом избытком («огня» – Лю Ваньсу и Чжу Чжэньхэн – или неких патогенных факторов – Чжан Цунчжэн) и поэтому терапия должна заключаться в уничтожении избытка или чистке организма.
 
2) другое поддерживало соображение, что болезни вызваны дефицитом («ци желудка и селезенки» – Ли Гао) и поэтому в лечении надо использовать тонизирование и поддержку.
 
В последующие эпохи Мин и Цин в основном развивались модифицированные школы Ли Гао и Чжу Чжэньхэна под названиями соответственно «школы восполнения тепла» (вэнь бу сюэ пай 溫補學派) и «школы вскармливания иня» (ян инь сюэ пай 養陰學派).
 
Литература
1. Вогралик В.Г., Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. М., 1961.
2. Croizier R.-C. Traditional Medicine in China: Science, Nationalism, and the Tensions of Cultural Change. Cambridge, 1968.
3. Extra Treatises Based on Investigation and Inquiry. Boulder, 1994.
4. Li Dongyuang's Treatise on the Spleen and Stomach. Boulder, 1993.
5. The Heart and Essence of Danxi's Methods of Treatment. Boulder, 1993.
6. Unschuld P.-U. Medicine in China: A History of Ideas. Berkeley, 1985.
7. Ли Юнь. Чжун и жэнь мин цыдянь (Биографический словарь китайской медицины). Пекин, 1988.
8. Чжэнь Чжи-я. Чжунго и сюэ ши (История китайской медицины). Пекин, 1987.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 145-149.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.